Поиск на сайте
О библиотеках
Коллегам
Читателям
Краеведение
Экология
Центр правовой информации
Полезные ссылки
Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации
В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки
Страница 2 из 2
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ УНЕЧСКОГО РАЙОНА Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Храм расположен на северо-западной окраине города недалеко от парка им. Уральских добровольцев. Интересна история строительства храма. .................................................
|
Церковь Рождества Богородицы. 1965г. |
В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские.
Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко. Иконы утрачены.
Царские врата (существовали до 1970-х гг.) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в 1-й пол. 18 в.; они увенчивались короной - характерным элементом декора украинского барокко.
Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко 2-й пол. 19 века.
Во время Великой Отечественной войны здание очень пострадало.
В церкви было два престольных праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) и святой Великомученицы Параскевы (10 ноября), эта традиция сохранилась и до настоящего времени.
Церковь не восстановлена.
..............................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 584-588.
· Церковь Рождества Богородицы в Лыщичах//Брян. газ. - 1998. - 10-16 дек. (№50). - С. 9.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
с. Найтоповичи
Церковь Успения в с. Найтоповичи расположена на краю села у оврага над проходящей внизу дорогой. Построена в 1825 г. на средства помещика Я. Чернолусского.
Церковь кирпичная и оштукатуренная. В 1930 г. разобрана ее отдельно стоявшая колокольня. Небольшой однокупольный усадебный храм в стиле ампир с хорошо найденными пропорциями и выразительной крестообразной композицией выглядит подчеркнуто монументально и строго.
Основной массивный кубический объем с короткими прямоугольными в плане и слегка пониженными рукавами креста увенчан цилиндрическим барабаном с арочными проемами, полусферическим куполом и маленькой главкой.
Из других элементов особенно интересны своеобразные тяги вверху стен. Оконные проемы с выступающими подоконниками лишены обрамлений, и только над входами в центре портиков размещены сандрики.
Во время обряда Крещения в церкви Успения.Обряд совершает о.Андрей
В интерьере центральная часть храма с барабаном на парусах перекрыта куполом.
Стены внутри оштукатурены и окрашены масляной краской.
От росписей, выполненных клеевыми красками в 1-й трети 19 в., сохранился только один фрагмент с изображением балюстрады в куполе.
Трехъярусный иконостас 1-й трети 19 в. с типично барочной, повышенной и сложно изломанной центральной частью принадлежит к распространенному на Украине в 18-нач. 19 в. типу памятников. В цокольной части справа на доске написан герб Я. Чернолусского. Фон иконостаса серо – голубой, резьба позолочена.
Из воспоминаний старожилов.
Шел 1812 год. Пана Якова Чернолусского призывают на войну с французами. Уходя на фронт, он обращается к Господу с молитвой и просьбой о сохранении ему жизни, при этом дает обет по возвращении построить храм. Он вернулся невредимым и сразу же приступил к строительству храма в с. Найтоповичи.
В строительстве приняли участие жители окрестных сёл.
Из воспоминаний Василия Гермагеновича Шпинькова: «Для строительства церкви кирпич выжигали в соседней деревне Куровщина, а оттуда подавали в село по цепочке. Колокольню строили значительно позже. Кирпич выжигали в урочище Дехановка, а оттуда на лошадях возили к месту стройки. Когда лошади не могли преодолеть крутую гору, и из - под горы кирпич подавали из рук в руки. Носили и по одиночке по две кирпичины. Один хитрец решил облегчить себе участь и перебил кирпичину пополам, чтобы легче было нести. Это заметили и доложили пану. За такую дерзость всыпали бедолаге пятьсот розог. Другим уж неповадно было заниматься подобным».
Старожилы помнят, как часто они бывали в этой церкви, помнят прекрасные пасхальные дни, огни и перезвон колоколов, разносившийся далеко по округе. Церковь была обнесена полутораметровым забором, с калитками с юга и севера, а перед входом с запада была колокольня.
Во время коллективизации в церкви разместили колхозный склад, все ценности разграбили и уничтожили. Как вспоминает жительница села Найтоповичи Н. Киселёва, в период строительства школы церковную ограду и колокольню разобрали, кирпич использовали на фундамент…».
28 августа 1995 году к радости всех верующих церковь была восстановлена и начала действовать. Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Андрей поблагодарил строителей, прихожан за участие в восстановлении церкви. Особую признательность выразил: А. В. Шпигарю, В. М. Шарипову, Н. П. Кравцову, Н. Н. Тищенко, М. И. Астаповскому, М. С. Шавеко и многим другим.
После реставрации первым младенцем, которого крестили в нашей церкви, была девочка Мария из с. Рюхов.
Крестный ход. 28.08.2005г. |
28 августа 2005 года было особенно многолюдно в Найтоповичской церкви. В этот день, в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновали сразу несколько праздников: 180 лет со дня возведения храма, 10 лет со дня его реставрации и День села. Настоятель храма отец Андрей (иерей Андрей Пусько) провёл праздничное богослужение.
Директор Найтоповичской библиотеки С.Хрипакова и настоятель храма отец Андрей
Сейчас многие люди посещают церковь: венчаются, крестят детей, отпевают умерших.
Строится колокольня.
Церковь с. Найтоповичи - это действующий музей народного искусства. Сейчас наш Божий храм красиво украшен красивым рукоделием: полотенцами, скатертями, рушниками т. д. Это сделала Мария Дмитриевна Шавеко, Шпинькова Нина Андреевна, Холощак Т. и другие прихожане. Все кто приходит в Божий храм, с восхищением смотрят на изделия мастериц.
Найтоповичская церковь - уникальное хранилище исторической и культурной памяти народа.
...........................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область.- М.: Наука, 1998. - С. 588-590.
· Тихая обитель- церковь Успения Пресвятой Богородицы: Материалы конкурса «История родного края» /Сост.:С. Хрипакова. – Найтоповичи.: Найтоповичская поселенческая центральная библиотека. – 2006. – 6с.
Церковь всех Святых
с. Рассуха
Расположена в центре села на высоком холмистом берегу р. Рассуха. Заменила неоконченный храм 1767 года.
Рубленные без остатка стены обшиты снаружи и внутри тесом, цоколь кирпичный. Нынешние завершения относятся к кон. 19 в. Характерный для Брянщины данного периода небольшой деревянный храм, выдержанный в духе позднего классицизма.
Во время обряда Крещения в церкви Всех Святых. Обряд совершает о. Игорь |
В крестообразной объемной композиции доминирует более крупный основной четверик с поздним легким завершающим восьмериком, имеющим остроугольные щипцы над гранями и фигурную главку.
Его окружают пониженные прямоугольные в плане пристройки с двускатными кровлями. К трапезной примыкает маленькая стройная колокольня из двух четвериков и более позднего восьмерика с щипцами над гранями и шпилем.
Сдержанный декор фасадов следует классическим формам каменной архитектуры: пилястры из накладных досок
Во время обряда Крещения в церкви Всех Святых.Обряд совершает о. Игорь
(утрачены), карнизы, треугольные фронтоны, декоративные полуциркульные арки над проемами колокольни и простые рамочные обрамления проемов.
Внутри центральная часть храма перекрыта восьмигранным сводом с плоской серединой, а связанные с ней боковые помещения имеют плоские потолки. Обшивку стен и потолков покрывает масляная краска.
Из внутреннего убранства сохранился современный храму простой по формам иконостас (иконы утрачены).
........................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 591-592.
Церковь Николая Чудотворца
с. Семешково
Церковь Николая Чудотворца стоит в центре села на берегу реки в окружении деревьев. Построена в 1864 г. вместо храма 1764 г. Сохранявшаяся в подполье алтаря металлическая доска сообщала о сооружении здесь помещиком Плешкой еще в 1733 г. более ранней церкви.
Нынешнее здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом (гвозди кованые), цоколь кирпичный. Своеобразный памятник деревянного зодчества типа восьмерик на четверике, в котором традиционные формы истолкованы в русском стиле.
Над центром крещатого объема с прямоугольными в плане прирубами, имеющими двускатные кровли, немного возвышается основной четверик, который несет световой восьмерик с шатровым верхом и главкой. Центричность композиции нарушает пристроенная трехъярусная колокольня - четверик и два восьмерика, верхний из которых (звон) увенчан шатром с главкой.
Церковь Николая Чудотворца
Стилизованный фасадный декор на ряду с простыми накладными лопатками на углах и профилированными карнизами включает филенчатые пилястры по краям боковых прирубов с щипцовыми фронтонами и несколько вычурные наличники окон с фронтончиками. Спаренные окна восьмерика с двумя остроугольными завершениями дополняют на боковых прирубах ромбовидные окна между ними. Западный и боковые входы в храм оформлены крыльцами с двумя парами стоек и также с фронтончиками.
В интерьере центральная часть храма с парусами при переходе к восьмерику объединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, имеющими ложные коробовые своды. Стены окрашены масляной краской.
Церковь Николая Чудотворца
На плоском перекрытии барабана в кон. 19 в. масляными красками по холсту написан Саваоф в окружении ангелов. Двухъярусный иконостас 2-й пол. 18 в. в стиле украинского барокко, предположительно привезенный из Петербурга, сохранился фрагментарно. Иконы в деисусном ярусе (2-я пол. 19 в.) написаны в позднеакадемической манере с реминисценциями барочной живописи; овальные иконы нижнего яруса (не сохр.) относились к 18 в. Ярусы, отделенные один от другого изломанными карнизами, динамично повышаются к центру, выделенному большими иконами в рамах (прямоугольной и с арочным верхом).
На карнизе боковых пониженных частей расположены овальные иконы в резном обрамлении. Иконостас завершается разорванным фронтоном, в заполненном резьбой тимпане которого помещена икона в круглой раме. Над фронтоном в резном ажурном обрамлении криволинейных очертаний выполнена сцена "Распятие" с предстоящими. Позолоченный резной декор прихотливого рисунка эффектно выделяется на темно-красном фоне иконостаса.
.....................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 593-595.
Церковь Дмитрия Солунского
с. Старое Задубенье
Расположена на холме в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1780 г., кирпичная и оштукатуренная; северная и южная пристройки, судя по их формам, появились позже. Сравнительно небольшой крестообразный усадебный храм в стиле классицизма, отличающийся рядом самобытных форм.
В композиции выделен основной цилиндрический двусветный объем с пологой кровлей, увенчанный тонким, глухим, также цилиндрическим, барабаном с главой и ажурным крестом. К основному объему примыкают пониженные пристройки различной формы: необычная, почти круглая в плане алтарная апсида и более низкие боковые прямоугольные рукава с покрытием по коробовым сводам. С запада над папертью возвышается восьмерик звона колокольни с купольной кровлей и коротким шпилем.
Классицистический декор фасадов строг и лаконичен. Стены алтаря и паперти имеют горизонтальную рустовку с разделкой на клинья у арочных ниш паперти; в завершении стен простые карнизы. На стенах основного объема между выступами в прямоугольных филенках помещены арочные окна и нишы с подоконниками. Над боковыми рукавами, вверху выступов основного объема, - овальные проемы.
Внутренняя отделка довольно простая, со штукатурным карнизом с зубчиками у основания купола. Среди сохранившегося убранства и утвари храма, относящихся к кон. 19 и 1–й пол. 20в., выделяется простой иконостас.
......................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 595-597.