Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Методическая копилка

Поиск на сайте

 


Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/310875

 

 

Оцените наш сайт

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации

 

 

В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки

Яндекс.Метрика

Портал Культура.рф

Организация книжных выставок - это и наука,

и искусство

Выставка в библиотеке — самое популярное и одно из базо­вых средств доведения информации до пользователей. Книж­ная выставка существует как самостоятельная наглядная форма культурно-просветительской работы, а может быть частью или дополнением к крупному мероприятию.

Главная цель выставочной деятельности библиотеки — рас­крытие фонда. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки — творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Основные требования к выставочной работе (свойства):

комфортность (создание благоприятных возможностей для работы с носителями информации, т.е. гармоничной библиотечной среды);

наглядность (представление документа в режиме открытого доступа; представление образа документа в опосредованном виде: библиографический список, плакат; библиографическое описание документа в каталогах и картотеках);

доступность (предоставление возможности изучения демонстрируемых документов; способы группировки документов);

оперативность отражения информации.

Целевое и читательское назначение выставок является, по мнению специалистов, определяющим и связано с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей. Среди них выделяют профессиональные и непрофессиональные.

Профессиональные: отраслевые и межотраслевые (в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию).

Непрофессиональные: любительские, досуговые, семейно-бытовые; обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные, информационные общего характера, развлекательные.

В основу характеристики выставок положены разные признаки. В специальной литературе представлены различные подходы к классификации библиотечных выставок, при этом обозначены основные признаки:

хронологический (текущие и ретроспективы);

содержательный (тематический: универсальные и отраслевые);

количественный (большие, локальные, малые, одного документа);

адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые);

временной (регулярные, разовые);

жанровый (смешанные, журнальные, сериальные, кино-фото-фонодокументов и др.);

топографический (закрепленный за определенным структурным подразделением);

организационный (самостоятельные и являющиеся составной частью комплексных мероприятий);

конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины).

По характеру:

•краеведческие, отраслевые, любительские увлечения и досуг;

•выставка-презентация собственных библиотечно-библиографических услуг, оказываемых пользователям библиотек;

•одной книги, персоналии и др.

Библиотечная выставка является одним из способов воздействия на информационное поведение читателя. Механизм психологического воздействия специалисты библиотечного дела представляют в виде следующих составляющих:

Привлечение внимания. Библиотечная выставка может вызвать непроизвольное внимание пользователя своим броским оформлением, музыкальным или голосовым сопровождением, однако следует избегать перенасыщенности. Другой способ - изменение обычного места расположения выставки, конфигурации и ее оборудования. Важно помнить, что постоянная экспозиция цикла выставок в одном и том же месте вызывает привыкание читателя, из-за чего от внимания может ускользнуть смена выставок (особенно при типовом оформлении). Привлекает адресное обращение к различным категориям пользователей.

•Поддержание интереса.

•Проявление эмоций.

•Убеждение.

•Принятие решения.

•Действие - выбор документа, источника информации.

Библиотечная выставка - результат информационной деятельности, и она включает в себя ряд этапов, как и любая другая деятельность:

  • планирование;
  • подготовка и рекламирование;
  • проведение;
  • подведение итогов и оценка, на основе которых проводится дальнейшая корректировка и прогнозирование деятельности.

Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки также, в свою очередь, предполагает определённые правильные шаги.

Первый шаг - уточнение проблематики выставки. Вопрос, которому будет посвящена выставка, должен иметь проблемный характер, то есть требовать изучения, исследования.

Второй шаг - изучение содержания проблемы, которую необходимо раскрыть перед читателями. Правилом должно стать условие, что ни одна книга, статья или другой материал не появятся на выставке, если содержание данного источника не известно библиотекарю или не ясна точка зрения автора. Сле­дует определить основные аспекты проблемы, представляющие собой возможные разделы выставки. При этом нельзя эконо­мить на затратах по изучению содержания проблемы или прене­брегать отдельными процессами. Иначе неизбежны просчёты.

Третий шаг - разработка концепции выставки. Обдумываются и отбираются необходимые для экспозиции документы, опреде­ляются оформительские средства, с помощью которых можно воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точ­ное назначение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь.

Формирование концепции выставки можно считать завер­шённым, если вы готовы ответить на три вопроса:

  1. Что хотите сказать?
  2. Для чего и для кого готовите библиотечную выставку?
  3. Каким образом предполагаете выразить свою позицию?

В структуре выставки должна соблюдаться логика в расположении разделов. Главное требование - структура должна спо­собствовать раскрытию содержания темы и акцентировать вни­мание на наиболее важных проблемах. Принцип - от общего к частному, от простого к сложному. При этом, как правило, один из разделов носит краеведческий характер.

Выбор заглавия - важный, можно сказать, ключевой момент. Названия играют огромную роль в привлечении внимания чита­телей и связаны с формированием установок на восприятие.

Знаменитый исследователь рекламы Альфред Полету на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществля­ется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Поиск цитат и названий для планируемых выставок нецелесообразен, так как в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки и заголовок перестанет отве­чать содержанию.

В практике чаще всего используют названия, отражающие тематику или проблему выставки. Например:

- в названии типа «Новые информационные технологии в учебном процессе» отражена тематика;

- в заглавии «Новые информационные технологии в библи­отечном обслуживании: действительность и ожидания» - нали­чие проблемы;

- в названии «Новые информационные технологии могут всё?» заложена полемика.

Иногда в заглавие выносится читательское назначение: «В помощь библиотечному специалисту», «Школьникам о пра­вовом статусе».

Существует определённый ряд требований к заголовку библиотечной выставки.

• Объём заголовка не превышает пяти слов. Стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необхо­димости, «обрезать» их.

  • Заголовок выставки опосредованно отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку лите­ратуры к выпускным школьным и вступительным вузов­ским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей-сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».
  • Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наибо­лее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка.
  • Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригиналь­ное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия.

Привлекают внимание названия, в которых присутствуют элементы критики, дискуссии, неоднозначности. Например: «Революция!!! Революция??? Революция...».

Привлекают нетривиальные формулировки названий выста­вок и их расположение.

Расположение выставок отражает их организационную ком­позицию. В практике используются методы перспективы, обзор­ности, группировки, насыщенности.

Варианты расположения:

  • П-образный, дуговой, волнообразный, угловой, шахмат­ный;
  • на столах, стеллажах, витринах;
  • дополнительно используются банкетки, стулья, кресла.

В расположении заголовка и элементов выставки необходимо учитывать движение глаз слева направо, сверху вниз, от круп­ных элементов к мелким, от тёмных к светлым, от непривычных форм к привычным. Человек может сразу охватить около шести различных объектов. Специалисты говорят о том, что в глаза бросается левый верхний угол, поэтому наиболее важный мате­риал нужно давать именно там. Кроме того, привлекает внима­ние середина нижней полки.

Язык библиотечной выставки предполагает определенную последовательность изложения: первый раздел носит устано­вочный характер - он объясняет последующие.

В оформлении библиотечной выставки важны три основных момента:

  • Техническое оснащение (витрины горизонтальные и вер­тикальные, столы, стеллажи...).

Как уже говорилось, человек может сразу охватить около шести объектов, но это не значит, что на выставке должно быть 6-10 книг. Узкие витрины (3 книги) не вполне удобны, взгляд будет перескакивать с полки на полку. Широкие (10-15 книг) тоже неудобны, читатели не могут сразу охватить все книги. Наиболее правильно применять витрины с четырьмя-пятью полками, на каждой желательно размещать пять-шесть книг.

  • Компоновка материала (логическая): на 1-е место - мате­риал, охватывающий весь вопрос в целом, далее - затрагиваю­щие отдельные стороны вопроса.
  • Оформление текстов и материала.

Требования при оформлении выставки (для книг одинако­вых по содержанию):

- правильное расположение материалов по формату;

- по цвету;

- по графическому решению (с рисунком и без рисунка);

- по общему тону переплёта.

Если две книги в тёмных, три в светлых тонах, то выставка будет распадаться на части, светлую и темную, поэтому лучше чередовать цвета. Точно так же стоит поступать с книгами с рисунком и без рисунка.

Размерные соотношения: чередовать книги большего и мень­шего формата или группировать крупные по размеру книги в центре. Размещение материала по убывающей или возрастаю­щей степени не рекомендуется. У читателя будет переключаться внимание от содержания на оформление. Нельзя накладывать одну книгу на другую, закрывая её заглавие и обложку.

Важную книгу можно выделить:

- путем использования размерных и цветовых соотношений (например, среди книг большого формата - книгу маленького формата, среди разноцветных книг - одноцветную книгу);

- выделение книги на отдельную полку;

- размещение книг в развёрнутом виде;

- применение текстов и иллюстраций.

Аксессуары - дополнительные средства, усиливающие воз­действие выставки. Они могут быть:

  • знаковые (различные символы, символьные изображе­ния);
  • предметные (натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи, бутафории);
  • знаковые и предметные в сочетании;
  • художественные (картины, коллажи, плакаты, иллюстра­ции, фотографии);
  • декоративные (драпировка, растения, цветы, сувениры);
  • конструктивные (средства оргтехники, канцелярские при­надлежности; подставки из дерева, оргстекла, металла; закладки, фломастеры и др.).

Цветовое решение должно привлекать, но не раздражать и базироваться на трёх условиях: контрасте, гармонии, концеп­ции. К чистым цветам относятся красный, синий, жёлтый. Наи­более удачные сочетания цветов: чёрный с жёлтым, оранжевым, золотым и серебряным; красно-бело-синий; белый на синем, красном, зелёном. Дисгармонию создают следующие сочета­ния цветов: жёлтый на красном, синий на жёлтом. При выборе цветового решения выставки надо учитывать интерьер помеще­ния библиотеки в целом (стены, потолок, пол, мебель, паласы, шторы, светильники).

Красные тона имеют большую наглядность, нежели голубые, а чистые цвета более наглядны, чем тона и оттенки.

Концепция каждой выставки подразумевает собственную цветовую гамму. Так, если выставка посвящена военной тема­тике, сочетание красного и чёрного цветов создадут тревожное настроение, чёрного с золотом (близкое к расцветке Георгиев­ской  ленты) - торжественное и т.д. Заголовки целесообразно выполнять, используя сочетание трёх цветов: фон - общая информация - символика.

Наиболее распространенными считаются следующие типы цветовых композиций:

  • двухцветная однотонная (синее с голубым);
  • двухцветная контрастная (чёрно-белое);
  • трёхцветная однотонная (бежевое, коричневое и красное);
  • трёхцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голу­бой) и, как исключение, четырёхцветная.

В более многоцветных композициях случайные цвета могут вызвать пестроту, беспокойство и нарушение единства компо­зиции. Композиции, выполненные в контрастных сочетаниях красного и зелёного, оранжевого и синего, жёлтого и фиолето­вого цветов, сами по себе броские, как правило, не использу­ются в сочетании с крупным шрифтом заголовка.

Наиболее чётко воспринимаются следующие контрастные сочетания: чёрный - на жёлтом фоне, зелёный - на белом, красный - на белом, чёрный - на белом, жёлтый - на чёрном.

Цвет оказывает значительное влияние на ощущение про­странства и эмоциональное состояние. Красный цвет соз­даёт ощущение близости предмета и вызывает беспокойство. Оранжевый цвет также передаёт ощущение близости, но вызы­вает воодушевление. Жёлтый цвет создаёт ощущение близости и внушает состояние бодрости. Зелёный цвет отдаляет предмет и вызывает спокойствие. Синий и фиолетовый цвета, как и зелё­ный, отдаляют предметы, но если синий цвет несёт успокоение, то фиолетовый вызывает утомление или агрессивность.

Надписи лучше выполнять в трёх цветах: один - для общей информации, другой - для основных элементов текста или используемой символики, третий - для фона. Лучше, если он исполнен в спокойных тонах. Стоит принимать во внимание ассоциативную реакцию: если чёрный цвет воспринимается как предупреждение, то красный - рождает ощущение опасно­сти. При выборе цвета надо учесть и степень его популярности на сегодняшний день, влияние моды.

И аксессуары, и расположение, и цветовое решение выставки должны органично сочетаться с её концепцией.

Концептуальность выставки заключена в её проблемности, содержательности, идее, названии в сочетании с дизайном.

Отход от типовых образцов, спущенных сверху, неповтори­мость, своеобразие и оригинальность новых форм высвечивают необходимость овладения методикой и технологией выставоч­ной деятельности.

Своеобразие и оригинальность требуют сохранения опреде­лённого алгоритма работы. Можно создать красивую концеп­цию, но, упустив какой-либо технологический момент, разру­шить целиком идею.

Не зная элементарных алгоритмов выставочной деятельно­сти, можно по аналогии воспроизвести чью-то удачную экс­позицию, но создать оригинальное произведение, не имеющее себе подобных, трудно.

Алгоритм создания библиотечной выставки:

  1. Определение, уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения. Эти три основополагающих ком­понента необходимо разрабатывать в комплексе.
  2. Предварительное знакомство с темой, определение направ­ления поиска, примерного круга источников и вероятной струк­туры выставки - как правило, это осуществляется библиотека­рем интуитивно.
  3. Выявление методических рекомендаций, библиографиче­ских указателей по теме выставки и просмотр вышеуказанных вторичных источников информации.
  4. Выявление источников по СБА библиотеки и подбор выяв­ленной литературы в фонде - это, как правило, также нераз­рывный процесс.
  5. Просмотр, отбор и группировка литературы в соответствии со структурой выставки.
  6. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.
  7. Оформление выставки.
  8. Реклама выставки внешняя и внутренняя.
  9. Докомплектование выставки.
  10. Учёт эффективности библиотечной выставки.

Библиографическое обеспечение библиотечной выставки включает библиографические списки литературы, спи­ски интернет-сайтов по теме, фактографическую информа­цию, представленную в виде дополнительной информации, в том числе даты жизни писателей, цифровую информацию. К библиографическому обеспечению относятся разделы ката­логов и картотек, в которых осуществляется отбор документов по теме, вопросу.

Рекламно-информационная поддержка включает создание сообщений и публикаций. В зависимости от целей рекламное сообщение о выставке может быть внутренним (для пользова­телей библиотеки) или внешним, ориентированным на потен­циальных пользователей. Наиболее распространенная форма рекламного сообщения о выставках - объявления, реклама в СМИ, в организациях и для групп читателей.

Форма рекламного сообщения в данном случае направлена на эмоциональную сторону воздействия и обусловлена особен­ностями рекламируемой выставки. Целесообразно такое реше­ние графического, шрифтового, иллюстративного и цветового оформления сообщения, которое будет соответствовать дизайну выставки, её типу.

Публичные библиотеки активно используют возможности местных периодических изданий. Как правило, в средствах мас­совой информации публикуется косвенная реклама в форме ста­тей и заметок об открытии выставки.

При составлении рекламного сообщения следует обратить внимание на следующие моменты:

• Если вы хотите добиться положительного воздействия, в тексте не должно встречаться частиц, выполняющих функцию отрицания («не» и «ни»).

  • Фотографии более убедительны, нежели рисунки.
  • Воздействие на человека должно быть избирательным:

- рациональные аргументы применяются, когда делается упор на свойства услуги (выставки);

- эмоциональность и экспрессивность рекламного сообще­ния обращены к чувствам.

  • Текст должен быть простым, интересным, оригиналь­ным, но не экстравагантным, должен содержать проникающие в сознание ключевые слова, повторяющие одну и ту же мысль.
  • Сообщение должно быть по возможности кратким.
  • Слова должны вызывать положительные ассоциации, соз­давать хорошее настроение, захватывать внимание и удерживать до конца сообщения.

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом обусловлена чётким читательским адресом, актуаль­ностью тематики библиотечных выставок, неординарностью подходов к раскрытию проблематики выставки, а также отбо­ром литературы.

Оценка эффективности библиотечных выставок обычно осуществляется путём подсчета экспонируемых и выданных с выставки документов. В листе ежедневного статистического учёта и, соответственно, в дневнике учёта работы отмечаются документы, взятые читателями с выставки.

Для художественных выставок характерно ведение книги или тетради отзывов (копия, как правило, остаётся в библиотеке, а оригинал передают автору представленных работ).

Существуют специальные методы изучения эффективно­сти выставок. В настоящее время в библиотековедческих иссле­дованиях обращается внимание на отношение пользовате­лей к библиотеке, к отдельным методам работы. Используются методики опроса, анкетирования. Это достаточно эффективно, так как позволяет выявить спектр отношений к разнообразным выставкам, учесть предложения и пожелания читателей.

Большой объём информации дает метод наблюдения. Его преимущество заключается в том, что при грамотном приме­нении он не требует много времени. Этим может заниматься библиотекарь отдела обслуживания. Разрабатывается таблица наблюдения. В горизонтальной части «шапки» выделяются еди­ницы наблюдения. Ими являются различные виды отношений читателей к выставке. Они могут располагаться по степени воз­растания интереса к ней.

  • Прошёл мимо, не обратил внимания.
  • Прошёл мимо, но обратил внимание.
  • Подошёл к выставке, посмотрел, отошёл.
  • Подошёл к выставке, посмотрел отдельные книги.
  • Посмотрел выставку, взял книгу для записи в свой формуляр.

Каждый читатель, проходивший мимо выставки, фикси­руется в соответствии со своим отношением к ней. Библио­текарь в конце своего периода наблюдения составляет отчет о том, что, на его взгляд, вызывало наибольший интерес у чита­телей: оформление, тема, отдельные книги, иллюстрации и т.д. В конце периода наблюдения подводятся итоги, что позволяет судить о качестве подготовки выставки.

При организации выставок встаёт вопрос о сроках их экспо­нирования. Классический подход: по времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки сохраняют свое значение в течение длительного срока, эпизодические носят кратковременный характер. Срок их дей­ствия не превышает 20-25 дней. Вместе с тем анализ практики работы библиотек показывает, что единого методического реше­ния не существует.

Библиотекари дифференцированно подходят к каждому отдельному случаю. Например, выставки к знаменательным датам организуются, как правило, за десять дней, за неделю до события в расчёте на то, что материал может понадобиться тем, кто готовит беседы, доклады, рефераты (это могут быть педагоги, студенты, учащиеся и т.д.). Завершают экспониро­вание выставки при потере к ней интереса или когда основная литература со стендов выдана читателям.

Есть мнение, что выставки на абонементе следует соотносить со сроками выдачи литературы на дом. Аккуратные читатели имеют возможность, приходя в библиотеку, каждый раз знако­миться с новыми выставками. Это разумное предложение, кото­рое можно взять за основу. Однако каждый отдельный случай требует индивидуального подхода.

Хорошо подготовленная и организованная выставка - это произведение библиотечного искусства, плод научных и твор­ческих изысканий, результат вдохновенной работы. Она должна способствовать формированию положительного имиджа библи­отеки.


Развитие инновационных форм выставочной деятельности

Ведя поиск инновационных форм работы с книгой, мы не всегда учитываем, что 80% информации человек воспринимает с помо­щью зрения. Живое созерцание, то есть наглядное восприятие, является началом всякого познания. Наглядности всегда придава­лось большое значение в педагогике. Наглядность позволяет повы­сить качество обучения, результативность освоения матери­ала. Недооценивать принцип наглядности в библиотечной работе нельзя. Особенно полезно использование наглядности в библиотеч­ной работе с детьми.

«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал Константин Ушинский, призывая учитывать в общении с детьми особенности детского Мышления и восприя­тия. Выставка как форма библиотечной работы призвана и спо­собна наилучшим образом не только решать стоящие перед ней информационные задачи, но и обеспечивать в комплексе достиже­ние цели деятельности библиотек для детей и юношества: разви­тие и воспитание ребенка-читателя в процессе опосредованного образного диалога.

Замысел выставки, её идея, оформление, общий образ, склады­вающийся из множества деталей, - всё имеет значение, но только в своём неповторимом единстве и неделимости.

Выставки как средства доведения информации до читателей по форме бывают достаточно многообразны. В последние годы активизировался творческий потенциал библиотечных работ­ников, и появились на свет новые виды и формы библиотечных выставок, в специальной печати приводятся многочисленные примеры творческого подхода к организации выставок.

Творчество и фантазия безграничны, и потому сейчас в библиотечную практику вошло обилие самых разнообразных видов выставок. Представляется возможным выделить следую­щие виды выставок:

ВЫСТАВКА-ВЕРНИСАЖ (видеоряд художественной школы, живописного жанра, репродукций) предполагает демон­страцию картин или репродукций. Именно на репродукции делается основной акцент. Вернисаж сопровождается экспози­цией литературы о художниках-авторах, о творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Важны боль­шие площади для экспонирования работ, использование света, цитат, антуража. Сложность данной выставки - в разнообразии иллюстративного материала, потому важна способность библио­текаря, используя драпировки, сохранить индивидуальность каждой иллюстрации. Среди основных задач таких выставок - развитие эстетического вкуса.

ВЫСТАВКА-ВИКТОРИНА (КОНКУРС, ЗАГАДКА) пред­полагает наличие вопросов викторины и экспозицию лите­ратуры, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Вопросы должны быть разной категории сложности, учитывающие специфику читателей, на которых рассчитана выставка. Должно присутствовать обра­щение к читателю с приглашением принять участие в викто­рине. Можно использовать выставку-викторину для рекламы библиотечных услуг: указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях), информиро­вать о наличии сценариев мероприятий по данной теме, дать заявки на проведение следующей выставки-викторины и т.д.

ВЫСТАВКА-ДИАЛОГ предполагает диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диа­метрально противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить своё мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.

ВЫСТАВКА-ВИТРИНА является аналогом витрины мага­зина. Здесь, как правило, демонстрируются предметы (товары) и литература о них. Например, выставка к празднику 8 Марта «Аромат женщины»: демонстрируются флакончики из-под духов, литература об ароматах, журнальные публикации о новых тенденциях в мире запахов, о косметике и т.п. Другой при­мер: выставка «Зелёная аптека», где экспонируются коробочки с лекарственными растениями и литература о них.

ВЫСТАВКА-ВОПРОС. В заголовке выставки содержится вопрос, на который даётся ответ с помощью литературы, пред­ставленной на выставке. «Есть ли жизнь на Марсе?» - выставка, посвящённая проблемам планет Солнечной системы и т.д.

ВЫСТАВКА-ДИОРАМА - выделяющая часть из целого. В названии и оформлении это должно отражаться. Напри­мер: «Василий Сумарев. Учитель и ученики», «Импрессионизм как направление искусства XX века». В оформлении выставки должны соблюдаться следующие тенденции: либо сначала обо­значается проблема в целом, а затем рассматривается и рас­крывается более узкая тема, либо это может быть оформлено в обратном порядке.

ВЫСТАВКА-ДОСЬЕ предполагает сбор фактических данныx и представляет собой выставку документов, свидетельств, произведений по какому-либо делу или вопросу. Например, выставка для подростков «Родословная флага, герба, гимна». С помощью представленных материалов читателю предоставляется возможность самостоятельно проана­лизировать данные, дать им оценку, определить свою позицию.

ВЫСТАВКА-ИМПУЛЬС должна побуждать к действию и начинаться словами «Остановись...», «Берегись...», «Не навреди...» и т.д. Материалы, представленные на выставке, должны также носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.

ВЫСТАВКА-КОЛЛАЖ. Главное назначение её - при­влечь внимание читателей. Она носит скорее рекламно- информационный характер. Берётся тема широкого плана, например «Я молодой». В рамках оформленного коллажа груп­пируются отдельные смысловые подтемы (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет чёткой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой могут располагаться объявления, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, посту­пивших в библиотеку, и другие информационные материалы.

ВЫСТАВКА-КРОССВОРД. Это «тихая» выставка, для молчунов. Носит досугово-просветительский характер. В основе её - кроссворд (увеличенный), ответы на который можно найти в представленной на выставке литературе. Для удобства читате­лей можно сделать ксерокопии кроссворда. Первый отгадавший получает сувенир.

ВЫСТАВКА-ПОРТРЕТ. Это выставка-персоналия, посвя­щённая определённой личности, творчеству конкретного чело­века или же одному произведению искусства. В этом случае демонстрируется репродукция, а также материалы о художнике, герое портрета, судьбе картины и т.д.

ВЫСТАВКА-ПРИМАНКА. Выставка в окнах библиотеки. Например, выставка новых книг. Широко используется на Западе как дополнительный способ «заманить» читателя в библиотеку.

ВЫСТАВКА-РАЗВАЛ. Эта выставка - замена книжного развала у кафедры выдачи, в котором так любят копаться чита­тели. Пример: «Бестселлеры наших читателей».

ВЫСТАВКА-РАЗМЫШЛЕНИЕ (РАЗДУМЬЕ) предпо­лагает тему, интересную для читателей определённой группы (молодёжь) или широкой аудитории; наличие множества или двух разных точек зрения по данному вопросу, теме. Представ­ляется литература по существующим точкам зрения и текстовое обращение к читателям, предлагающее принять участие в обсуж­дении данного вопроса, темы. Можно сделать цветные инди­каторы различных точек зрения. Такая выставка, как правило, предваряет проведение библиотечного мероприятия по данной теме. Наиболее глобальные, актуальные темы выставок рекла­мируются в средствах массовой информации.

ВЫСТАВКА-СЮРПРИЗ сопровождается, как правило, маленьким, недорогим, но приятным презентом, который посе­титель выставки уносит с собой. Например, выставка ко Дню Святого Валентина сопровождалась вырезанными из цветной бумаги сердечками с пожеланиями на обороте.

ЭКСПРЕСС-ВЫСТАВКА - это внеплановая оператив­ная выставка, связанная с возникновением актуальной темы, книги, статьи, интересной публикации. По форме может быть любой, главное - привлечение внимания. Заголовки могут быть такими: «Обратите внимание!», «Горячая тема!».

ОЗВУЧЕННАЯ ВЫСТАВКА предполагает музыкальное оформление, наличие аудио- или видеосопровождения. Напри­мер: «Какая птица как поёт». Такую выставку можно оформить для любого возраста.

ВЫСТАВКА-СИТУАЦИЯ. Читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров...», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие...», «Эту книгу я возьму с собой в поход...» и т.д.

ВЫСТАВКА-ОТЗЫВ организуется, как правило, для млад­ших и старших подростков. Она включает отзывы о книгах: про­читай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.

ВЫСТАВКА-ТЕСТ. На подобной выставке для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.

ВЫСТАВКА ОДНОГО ПОРТРЕТА. На выставке обяза­тельно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.

ВЫСТАВКА-ДИСПУТ. Предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем соци­ального развития подростков, оказание помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов «Ровесник, ответь ровеснику».

ВЫСТАВКА-БЕНЕФИС ЧИТАТЕЛЯ. Например, «Луч­ший читатель года». Цель такой выставки - привлечение внима­ния к книгам через близкие интересы сверстников. Обязатель­ные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитан­ных книг по различным отраслям знаний), обращение к ребя­там. Выставка может быть организована и для младших школь­ников, и для подростков.

ВЫСТАВКА-РЕБУС сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй, отгадай...». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.

ВЫСТАВКА-ГЕРБАРИЙ предполагает наличие соб­ственно гербария и книг, периодических изданий об этих рас­тениях. Например: «Лекарственные растения Ботанического сада». Подобные выставки приемлемы для читателей - млад­ших школьников и читателей-подростков.

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КНИГИ. Один из возможных вари­антов - выставка собственно одной книги для дошкольни­ков и младших школьников. Её обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннота­цию можно включить как вопросы, заставляющие более вни­мательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, так и вопросы, побуждающие к целостному воспри­ятию произведения. Взрослому читателю адресуется вариант выставки, когда книга предстаёт в разных аспектах: переизда­ния; иллюстрации разных художников; история создания; про­тотипы; первые читатели; судьба книги и автора; экранизации, театральные постановки; продолжения, дописанные другими авторами; критика; отзывы и т.д.

ВЫСТАВКА-ИГРА. Игра - ведущий вид деятельно­сти в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что осо­бенно заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке состав­ной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложно­сти игровых материалов выставки предопределён её целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг», для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета и др. Напри­мер: «Поможем Маше собрать грибы в лукошко». Для подрост­ков подойдут рыцарские турниры или «морское путешествие» «На всех парусах — в лето».

ВЫСТАВКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ (СОВЕТ). Между ними большой разницы нет. Даются советы специалистов по какой-либо интересующей проблеме, например, рекомендации под­росткам: «Как развить память». Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для само образования по данному вопросу. Список литературы состав­ляет библиотекарь, как и саму подборку книг для выставки.

ВЫСТАВКА-ЧАЙНВОРД предполагает обязательное наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Выставка-чайнворд, выставка-кроссворд, выставка-конкурс - всё это выставки одного ряда, близкие по форме. И хотя они стимулируют пытливость, развивают любознательность, под­готавливают к более внимательному прочтению представлен­ных на выставке источников, злоупотреблять ими не стоит: ведь однообразия не любят ни взрослые, ни дети, ни малыши, ни подростки. Представьте себе ситуацию, если все выставки будут кроссвордами или чайнвордами.

ВЫСТАВКА-СЛОВАРЬ организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терми­нов, понятий.

ВЫСТАВКА-ХОББИ предполагает возможность нали­чия рядом с рекомендуемыми книгами предметов, изготовлен­ных по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме - это просто...». Как дума­ется, она может создаваться для разных возрастных групп, но наиболее интересной будет младшим подросткам. Главное, чтобы всё было сделано руками читателей (или библиотекарей).

ЖИВАЯ ВЫСТАВКА даёт возможность экспонировать книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы и предполагает присутствие живых существ - это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т.д. По моим наблюдениям, эта выставка вызывает искренний интерес У дошкольников и младших школьников.

ВЫСТАВКА-ЗНАКОМСТВО организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным чело­веком (местный деятель, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оста­вит равнодушными детей этого возраста. Вариант выставки- знакомства «Все нации в гости к нам» является частью цикла праздников, посвящённым культуре различных народов (тради­циям, национальным костюмам, искусству, литературе Японии, Франции, Китая и др.)

ВЫСТАВКА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ (РЕКЛАМА, ПРЕМЬЕРА). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением техноло­гии рекламной деятельности, например, через заголовок-приказ «Девочки, новая книга для вас: прочтите!». Такая выставка при­влечёт к себе внимание подростков и старшеклассников.

ВЫСТАВКА-ИКЕБАНА. Если есть желание придать инте­рьеру библиотеки художественно выразительный вид, усилить в нём эстетическую составляющую, оздоровить ауру, то имеет смысл проявить фантазию и ввести в практику работы оформ­ление таких выставок. На них представляются книги по данной тематике и обязательно композиции из цветов. Те библиотекари, которые уже организовывали подобные выставки, советуют адре­совывать их, в том числе, подросткам, а также привлекать к их оформлению подростков. Возможен и другой подход. Чтобы при­влечь внимание к поэзии, можно организовать выставку «Поэзия серебряного века в образах флористов-дизайнеров». И к каждой цветочной композиции подобрать по настроению стихотворение из авторских сборников поэтов серебряного века.

ВЫСТАВКА-ОТКРОВЕНИЕ относится к разряду психо­логических выставок, которые организуются в последние годы в библиотеках, и предполагают откровенные мысли читателей-подростков по каким-либо вопросам.

ВЫСТАВКА, ПОДГОТОВЛЕННАЯ ЧИТАТЕЛЕМ. Выставку готовит читатель-подросток по интересующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может предложить конверты дисков, ксерокопии статей, сочинения школьных дру­зей, портреты кумиров, фото коллекций марок, различные знакомые аксессуары: значки, модели-символы, изготовленные из раз­умных материалов, и многое другое.

ВЫСТАВКА-НАСТРОЕНИЕ. Читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв  на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело...», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно...» и т.д. Привлечет внимание детей и тема: «Как верно сказано... не мною... обо мне». Разделы этой выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т.п.

ЖАНРОВАЯ ВЫСТАВКА представляет книги одного жанра - детектив, фэнтэзи, авантюрный роман, исторический роман и т.д. Она даёт возможность не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры, как правило, адресуются подросткам, а вот стихи, сказки, ска­зочные повести чаще всего предлагаются учащимся начальных классов.

ВЫСТАВКА ОДНОГО АВТОРА, как правило, органи­зуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно дей­ствующей, если библиотеке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и мате­риалы о писателе. Читательский адрес выставки может быть раз­нообразным, в зависимости от того, какие книги, какого автора и с какой целью демонстрируются: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя.

ВЫСТАВКА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ» будет при­влекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сей­час легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки — фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героем и многое другое.

ВЫСТАВКА-ПОЛЕМИКА оформляется для подростков с целью помощи читателю в формировании мировоззрения, донесения до него интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемичного материала, отзы­вов на него, отражающих различные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступления и подростки-преступники?».

ВЫСТАВКА-ПОИСК предполагает предварительный кра­еведческий, научный поиск с последующим оформлением мате­риалов. Например: «Интересные люди нашего района», «Наши читатели - участники Великой Отечественной войны».

ВЫСТАВКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ предусматривает предварительное проведение голосования для читателей-подростков на тему: «Какие книги мы возьмём с собой в будущее».

ВЫСТАВКА-ЭКСПОЗИЦИЯ. Например: «Да, были люди в наше время». На выставке располагаются репродукции баталь­ных сражений, биографические справки, исторические повести, рассказы и поэтические произведения об участниках многочис­ленных войн, которые прошли по нашей земле. Рекомендуется оформлять эту выставку для подростков.

ВЫСТАВКА-КОНФЛИКТ. Думается, что это ещё одна из разновидностей «психологических выставок». Она оформ­ляется для подростков с целью помощи читателю в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести поиск воз­можных путей выхода из неё.

ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ. На выставке располага­ются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будут интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где син­тез текста и иллюстраций придаёт каждому изданию неповто­римый вид.

ВЫСТАВКА-ПОЧТА - это выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно пред­ложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.

ВЫСТАВКА-КАЛЕНДАРЬ. Можно оформить календарь народных примет, календарь профессиональных праздников, календарь литературных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и её мате­риалов.

ВЫСТАВКА-ОСУЖДЕНИЕ (ИЛИ АНТИВЫСТАВКА). На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращённые читателями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем). Может быть организованной для малышей и для подростков.

ВЫСТАВКА-СКАЗКА готовится, как правило, совместно с читателями - младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это с текстом сказки оформляется в еди­ный композиционный ряд выставки.

ВЫСТАВКА-ДНЕВНИК представляет дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник Анны Франк», дневники Фёдора Достоевского, Корнея Чуков­ского, Елены Масло, Василя Витки и др.). По желанию бывшие читатели библиотеки, учителя школы, родители могут предста­вить и фрагменты своих дневников.

ИМЕННЫЕВЫСТАВКИ. Желательно, чтобы это был цикл выставок «Александр», «Анна», «Владимир» и т.д. Их цель - познакомить читателей с историческими личностями, имею­щими с ними одинаковые имена. Это могут быть государствен­ные деятели (Александр Македонский, Александр Невский, Лев Сапега), писатели, художники, музыканты (Марк Шагал, Евге­ния Янищиц, Анна Ахматова), литературные персонажи (Анна Каренина, Анна Снегина) и т.д. Выставка обеспечит развитие кругозора сегодняшним Аннам, Владимирам, Татьянам, Бори­сам и всем остальным: ведь для каждого его имя — особый знак. Эти выставки целесообразно организовывать к юбилейным датам, дням рождения и дням ангела.

ВЫСТАВКА-МИНИМУЗЕЙ. «Тревожная молодость Николая Островского». Рассматривая экспонаты, подростки могут познакомиться с совершенно уникальными материалами, рассказывающими о героической жизни писателя.

ВЫСТАВКА «ЗАБЫТЫХ» КНИГ предполагает экспо­нирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем или почти совсем не пользуется спросом читателей, хотя по своему содержанию представляет значительную цен­ность и требует актуализации. Выставка «забытых» книг напо­минает о произведениях, которые по каким-либо причинам неизвестны или малоизвестны широким кругам читателей и поэтому стоят на полках без движения. Такие выставки обо­гащают представление читателя о литературе, способствуют повышению культурного и профессионального уровня, возоб­новляют «связь времён», содействуют сохранению социаль­ной памяти. На выставках этого типа могут быть представлены книги по различным отраслям знания, не связанные друг с дру­гом по содержанию, тематике или времени написания. В то же время практикуются и тематические выставки «забытых» книг определённого содержания. Эффективность подобных экспо­зиций во многих случаях не ниже, а даже выше, чем у выставок новинок.

ВЫСТАВКИ КНИЖНЫХ ПАМЯТНИКОВ - это выставки редких и ценных изданий из коллекций библиотек, музеев книги или частных собраний. При подготовке таких выставок, име­ющих значительное популярно-просветительское, историко-культурное, учебно-вспомогательное значение, проводится большая исследовательская историко-книжная, источниковед­ческая работа.

ВЫСТАВКА ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ экспонирует публикации, переиздания, факсимильные воспроизведения, подготовительные материалы, литературу, раскрывающую исто­рию, значение и обстоятельства подготовки к изданию, крити­ческие статьи, методические материалы в помощь изучению. В частности, подобные выставки уместно посвящать книгам, Удостоенным нобелевских, государственных и иных премий, выдающимся классическим произведениям, изучаемым в учеб­ных заведениях.

ВЫСТАВКИ-ОТВЕТЫ советуют читателю, как заготовить продукты в срок, как вести себя в гостях, как разбивать цвет­ники на дачном участке, как научиться шить, готовить и т.д.

Кроме этого, возможны:

  • Выставка - антология;
  • Выставка- альманах;
  • Выставка - дайджест;
  • Выставка - дилемма (выбор из двух возможностей);
  • Выставка - калейдоскоп;
  • Выставка - карта;
  • Выставка - контраст;
  • Выставка мемуарных публикаций (жанровая, воспоми­нание);
  • Выставка - панорама;
  • Выставка - призыв (лозунг);
  • Выставка - просмотр;
  • Выставка - путешествие;
  • Выставка - рейтинг;
  • Выставка - репортаж;
  • Выставка - ретроспектива;
  • Выставка - символ;
  • Выставка - хроника (хронология событий);
  • Выставка - чествование (юбилей, признание, посвящение);
  • Выставка газетной полосы;
  • Выставка рубрики;
  • Выставка адресная;
  • Выставка-гороскоп;
  • Выставка-декорация;
  • Выставка-информация;
  • Выставка-коллизия;
  • Выставка-макет;
  • Выставка нетрадиционных носителей информации;
  • Выставка-память;
  • Выставка-плакат;
  • Выставка-праздник;
  • Выставка-предмет;
  • Выставка-предупреждение;
  • Выставка-приветствие;
  • Выставка-просмотр;
  • Выставка-протест;
  • Выставка-реквием;
  • Выставка-стенд;
  • Выставка-творческий проект;
  • Выставка-указатель;
  • Выставка-фантазия;
  • Выставка-фотоконкурс.

Данные приёмы в оформлении выставок создают дополни­тельные стимулы читательской активности, что делает выста­вочную работу библиотек более эффективной и позволяет библиотекам достигать цели своей деятельности -развитие и воспитание ребёнка-читателя, думающего и эстетически обра­зованного.


15 «золотых» правил выставочной деятельности

Приступая к организации выставки, уделите особое внимание ее концепции.   «Conceptio» в переводе с латинского означает «понимание», «система». Грамотно продуманная концепция выставки должна отвечать на 3 вопроса:

- О чем желаем рассказать? (тема, содержание);
- Кому адресована выставка? (читательское предназначение);
- Как подать экспонируемый материал? (форма,  способ представления информации).

Выставка не может быть «слепой», она должна быть зримой, видимой. Выставка не должна теряться, а должна выделяться.

При работе над выставкой, помните, что она – это ваш взгляд на мир, выражение вашего мировоззрения, жизненного опыта, отношения к людям и себе, проявление общей культуры и эрудиции. Только тогда, когда присутствует личностное начало, выставка будет иметь успех.

Обеспечьте необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое  «цепляет» и не дает пройти мимо. Успех выставки зависит от того, насколько интересно, «вкусно» вы ее «подадите».

Создавайте выставки в соответствии с направлениями деятельности вашей библиотеки.

6.  Чем конкретнее тема, тем интереснее получается выставка.

Название выставки должно обязательно привлечь внимание читателей, вызвать удивление, любопытство, а иногда и недоумение.

Структура выставки должна рассматриваться как рассказ, который следует изложить понятно и доходчиво.

При разработке структуры учитывайте также, что большинство людей осматривает разделы по «часовой стрелке». Т.е., при взгляде на выставку, читатель в первую очередь, обратит внимание на левый верхний угол, затем, по мнению специалистов, его взгляд упадет на правый нижний угол и середину нижней полки.

Хорошо продумайте читательский адрес выставки.

  1. Обращайте внимание на те материалы, которые удивляют вас, кажутся непривычными, по-новому открывают для вас тему – то, что поражает вас, произведет впечатление и на других. Интерес вызывают и контрастные материалы, отражающие разные подходы, противоречивые точки зрения.
  2. Используйте предметные аксессуары – натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи. Они могут помочь создать образ человека или времени; художественные аксессуары – это картины, иллюстрации, фотографии, коллажи, плакаты.
  3. Не перегружайте выставку, избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия – «Лучше меньше – да лучше».
  4. Подбирайте книги и иллюстрации разного формата, при возможности используйте книги, на обложках которых изображены движущиеся объекты.
  5. Выставка должна обладать яркостью и образностью, но не раздражать излишней пестротой и «крикливостью», поэтому желательно использовать при оформлении не более трех цветов.

 

 
Оценка пользователей: / 9 (5 из 5 /  Голосов: 9)
ПлохоОтлично 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить