Поиск на сайте
О библиотеках
Коллегам
Читателям
Краеведение
Экология
Центр правовой информации
Полезные ссылки
Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации
В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Белогорщь
Глубоко в недрах души зарождалась у семьи Тимощенко желание построить в своем теперь уже ставшим родным селе Белогорщь часовню. Но чем больше рассуждали о значении культового сооружения, тем более склонялся Тимощенко к убеждению, что строить нужно не часовенку, а полноценный сельский храм. Церковь до Октябрьской революции в селе имелась, она была построена в XVIII веке и, по воспоминаниям старожилов, располагалась рядом с кладбищем до 30-х годов двадцатого столетия. Требовалось определиться и с «именем» храму, во имя кого он возводится? Конечно, церковь будет названа во имя Аллы, безвременно ушедшей любимой внучки, что понятно и справедливо. Однако здесь как раз сработали и проявились церковные каноны и традиции. Священнослужители были непреклонны: поскольку уничтоженная после революции сельская церковь носила имя Покрова Пресвятой Богородицы, то негоже лишать Белогорщь этого покровительства. Руководили стройкой храма В.С. Присеко и В.С. Лобырев. Вначале, как и полагается по народному обычаю, рядом со стройкой установили православный крест, и 15 марта 2012 года приступили к рытью котлована. Заложили фундамент, 6 апреля протоиерей Александр Гулидов и отец Андрей Пусько при стечении множества народа со всей округи освятил его. На Покров под стенами возводимого храма прошел первый за 85 лет для Белогорщи престольный молебен. Жители села радовались самой возможности собраться в этот день вместе. Колоколов заказали семь, на каждую музыкальную ноту, как и положено при классическом колокольном звоне. В 2013 году ценный груз прибыл в Белогорщь. Выставили семь «братцев» на специальные подмостки. После освящения отцом Андреем церковных голосов под руководством главного строительного мастера М.М. Лысенко их подняли и укрепили на колокольне. Чин великого освящения новопостроенного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы совершил сам Митрополит Брянский и Севский Александр 24 июня 2015 года. Иванов, Н.Ф. Виктор Тимощенко: Время выбрало нас/ Иванов Н.Ф. – Москва: «Вишневый пирог»,- 2017.-333с, ил., цв. ил.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ УНЕЧСКОГО РАЙОНА Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Храм расположен на северо-западной окраине города недалеко от парка им. Уральских добровольцев. Интересна история строительства храма. .................................................
|
Церковь Рождества Богородицы. 1965г. |
В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские.
Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко. Иконы утрачены.
Царские врата (существовали до 1970-х гг.) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в 1-й пол. 18 в.; они увенчивались короной - характерным элементом декора украинского барокко.
Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко 2-й пол. 19 века.
Во время Великой Отечественной войны здание очень пострадало.
В церкви было два престольных праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) и святой Великомученицы Параскевы (10 ноября), эта традиция сохранилась и до настоящего времени.
Церковь не восстановлена.
..............................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 584-588.
· Церковь Рождества Богородицы в Лыщичах//Брян. газ. - 1998. - 10-16 дек. (№50). - С. 9.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
с. Найтоповичи
Церковь Успения в с. Найтоповичи расположена на краю села у оврага над проходящей внизу дорогой. Построена в 1825 г. на средства помещика Я. Чернолусского.
Церковь кирпичная и оштукатуренная. В 1930 г. разобрана ее отдельно стоявшая колокольня. Небольшой однокупольный усадебный храм в стиле ампир с хорошо найденными пропорциями и выразительной крестообразной композицией выглядит подчеркнуто монументально и строго.
Основной массивный кубический объем с короткими прямоугольными в плане и слегка пониженными рукавами креста увенчан цилиндрическим барабаном с арочными проемами, полусферическим куполом и маленькой главкой.
Из других элементов особенно интересны своеобразные тяги вверху стен. Оконные проемы с выступающими подоконниками лишены обрамлений, и только над входами в центре портиков размещены сандрики.
Во время обряда Крещения в церкви Успения.Обряд совершает о.Андрей
В интерьере центральная часть храма с барабаном на парусах перекрыта куполом.
Стены внутри оштукатурены и окрашены масляной краской.
От росписей, выполненных клеевыми красками в 1-й трети 19 в., сохранился только один фрагмент с изображением балюстрады в куполе.
Трехъярусный иконостас 1-й трети 19 в. с типично барочной, повышенной и сложно изломанной центральной частью принадлежит к распространенному на Украине в 18-нач. 19 в. типу памятников. В цокольной части справа на доске написан герб Я. Чернолусского. Фон иконостаса серо – голубой, резьба позолочена.
Из воспоминаний старожилов.
Шел 1812 год. Пана Якова Чернолусского призывают на войну с французами. Уходя на фронт, он обращается к Господу с молитвой и просьбой о сохранении ему жизни, при этом дает обет по возвращении построить храм. Он вернулся невредимым и сразу же приступил к строительству храма в с. Найтоповичи.
В строительстве приняли участие жители окрестных сёл.
Из воспоминаний Василия Гермагеновича Шпинькова: «Для строительства церкви кирпич выжигали в соседней деревне Куровщина, а оттуда подавали в село по цепочке. Колокольню строили значительно позже. Кирпич выжигали в урочище Дехановка, а оттуда на лошадях возили к месту стройки. Когда лошади не могли преодолеть крутую гору, и из - под горы кирпич подавали из рук в руки. Носили и по одиночке по две кирпичины. Один хитрец решил облегчить себе участь и перебил кирпичину пополам, чтобы легче было нести. Это заметили и доложили пану. За такую дерзость всыпали бедолаге пятьсот розог. Другим уж неповадно было заниматься подобным».
Старожилы помнят, как часто они бывали в этой церкви, помнят прекрасные пасхальные дни, огни и перезвон колоколов, разносившийся далеко по округе. Церковь была обнесена полутораметровым забором, с калитками с юга и севера, а перед входом с запада была колокольня.
Во время коллективизации в церкви разместили колхозный склад, все ценности разграбили и уничтожили. Как вспоминает жительница села Найтоповичи Н. Киселёва, в период строительства школы церковную ограду и колокольню разобрали, кирпич использовали на фундамент…».
28 августа 1995 году к радости всех верующих церковь была восстановлена и начала действовать. Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Андрей поблагодарил строителей, прихожан за участие в восстановлении церкви. Особую признательность выразил: А. В. Шпигарю, В. М. Шарипову, Н. П. Кравцову, Н. Н. Тищенко, М. И. Астаповскому, М. С. Шавеко и многим другим.
После реставрации первым младенцем, которого крестили в нашей церкви, была девочка Мария из с. Рюхов.
Крестный ход. 28.08.2005г. |
28 августа 2005 года было особенно многолюдно в Найтоповичской церкви. В этот день, в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновали сразу несколько праздников: 180 лет со дня возведения храма, 10 лет со дня его реставрации и День села. Настоятель храма отец Андрей (иерей Андрей Пусько) провёл праздничное богослужение.
Директор Найтоповичской библиотеки С.Хрипакова и настоятель храма отец Андрей
Сейчас многие люди посещают церковь: венчаются, крестят детей, отпевают умерших.
Строится колокольня.
Церковь с. Найтоповичи - это действующий музей народного искусства. Сейчас наш Божий храм красиво украшен красивым рукоделием: полотенцами, скатертями, рушниками т. д. Это сделала Мария Дмитриевна Шавеко, Шпинькова Нина Андреевна, Холощак Т. и другие прихожане. Все кто приходит в Божий храм, с восхищением смотрят на изделия мастериц.
Найтоповичская церковь - уникальное хранилище исторической и культурной памяти народа.
...........................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область.- М.: Наука, 1998. - С. 588-590.
· Тихая обитель- церковь Успения Пресвятой Богородицы: Материалы конкурса «История родного края» /Сост.:С. Хрипакова. – Найтоповичи.: Найтоповичская поселенческая центральная библиотека. – 2006. – 6с.
Церковь всех Святых
с. Рассуха
Расположена в центре села на высоком холмистом берегу р. Рассуха. Заменила неоконченный храм 1767 года.
Рубленные без остатка стены обшиты снаружи и внутри тесом, цоколь кирпичный. Нынешние завершения относятся к кон. 19 в. Характерный для Брянщины данного периода небольшой деревянный храм, выдержанный в духе позднего классицизма.
Во время обряда Крещения в церкви Всех Святых. Обряд совершает о. Игорь |
В крестообразной объемной композиции доминирует более крупный основной четверик с поздним легким завершающим восьмериком, имеющим остроугольные щипцы над гранями и фигурную главку.
Его окружают пониженные прямоугольные в плане пристройки с двускатными кровлями. К трапезной примыкает маленькая стройная колокольня из двух четвериков и более позднего восьмерика с щипцами над гранями и шпилем.
Сдержанный декор фасадов следует классическим формам каменной архитектуры: пилястры из накладных досок
Во время обряда Крещения в церкви Всех Святых.Обряд совершает о. Игорь
(утрачены), карнизы, треугольные фронтоны, декоративные полуциркульные арки над проемами колокольни и простые рамочные обрамления проемов.
Внутри центральная часть храма перекрыта восьмигранным сводом с плоской серединой, а связанные с ней боковые помещения имеют плоские потолки. Обшивку стен и потолков покрывает масляная краска.
Из внутреннего убранства сохранился современный храму простой по формам иконостас (иконы утрачены).
........................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 591-592.
Церковь Николая Чудотворца
с. Семешково
Церковь Николая Чудотворца стоит в центре села на берегу реки в окружении деревьев. Построена в 1864 г. вместо храма 1764 г. Сохранявшаяся в подполье алтаря металлическая доска сообщала о сооружении здесь помещиком Плешкой еще в 1733 г. более ранней церкви.
Нынешнее здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом (гвозди кованые), цоколь кирпичный. Своеобразный памятник деревянного зодчества типа восьмерик на четверике, в котором традиционные формы истолкованы в русском стиле.
Над центром крещатого объема с прямоугольными в плане прирубами, имеющими двускатные кровли, немного возвышается основной четверик, который несет световой восьмерик с шатровым верхом и главкой. Центричность композиции нарушает пристроенная трехъярусная колокольня - четверик и два восьмерика, верхний из которых (звон) увенчан шатром с главкой.
Церковь Николая Чудотворца
Стилизованный фасадный декор на ряду с простыми накладными лопатками на углах и профилированными карнизами включает филенчатые пилястры по краям боковых прирубов с щипцовыми фронтонами и несколько вычурные наличники окон с фронтончиками. Спаренные окна восьмерика с двумя остроугольными завершениями дополняют на боковых прирубах ромбовидные окна между ними. Западный и боковые входы в храм оформлены крыльцами с двумя парами стоек и также с фронтончиками.
В интерьере центральная часть храма с парусами при переходе к восьмерику объединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, имеющими ложные коробовые своды. Стены окрашены масляной краской.
Церковь Николая Чудотворца
На плоском перекрытии барабана в кон. 19 в. масляными красками по холсту написан Саваоф в окружении ангелов. Двухъярусный иконостас 2-й пол. 18 в. в стиле украинского барокко, предположительно привезенный из Петербурга, сохранился фрагментарно. Иконы в деисусном ярусе (2-я пол. 19 в.) написаны в позднеакадемической манере с реминисценциями барочной живописи; овальные иконы нижнего яруса (не сохр.) относились к 18 в. Ярусы, отделенные один от другого изломанными карнизами, динамично повышаются к центру, выделенному большими иконами в рамах (прямоугольной и с арочным верхом).
На карнизе боковых пониженных частей расположены овальные иконы в резном обрамлении. Иконостас завершается разорванным фронтоном, в заполненном резьбой тимпане которого помещена икона в круглой раме. Над фронтоном в резном ажурном обрамлении криволинейных очертаний выполнена сцена "Распятие" с предстоящими. Позолоченный резной декор прихотливого рисунка эффектно выделяется на темно-красном фоне иконостаса.
.....................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 593-595.
Церковь Дмитрия Солунского
с. Старое Задубенье
Расположена на холме в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1780 г., кирпичная и оштукатуренная; северная и южная пристройки, судя по их формам, появились позже. Сравнительно небольшой крестообразный усадебный храм в стиле классицизма, отличающийся рядом самобытных форм.
В композиции выделен основной цилиндрический двусветный объем с пологой кровлей, увенчанный тонким, глухим, также цилиндрическим, барабаном с главой и ажурным крестом. К основному объему примыкают пониженные пристройки различной формы: необычная, почти круглая в плане алтарная апсида и более низкие боковые прямоугольные рукава с покрытием по коробовым сводам. С запада над папертью возвышается восьмерик звона колокольни с купольной кровлей и коротким шпилем.
Классицистический декор фасадов строг и лаконичен. Стены алтаря и паперти имеют горизонтальную рустовку с разделкой на клинья у арочных ниш паперти; в завершении стен простые карнизы. На стенах основного объема между выступами в прямоугольных филенках помещены арочные окна и нишы с подоконниками. Над боковыми рукавами, вверху выступов основного объема, - овальные проемы.
Внутренняя отделка довольно простая, со штукатурным карнизом с зубчиками у основания купола. Среди сохранившегося убранства и утвари храма, относящихся к кон. 19 и 1–й пол. 20в., выделяется простой иконостас.
......................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 595-597.